Какой погрузчик выбрать? Этот вопрос задает себе перед покупкой каждый будущий владелец специализированной техники.
Имеющееся разнообразие ассортимента, с одной стороны, идет на пользу, раздвигая границы возможностей, с другой - заметно осложняет приобретение. Разобраться в технических характеристиках и отзывах и на их основе составить собственное мнение бывает нелегко.
Мини-погрузчик – это вид техники, который можно отнести к универсальным, он востребован в таких сферах деятельности, как сельское, коммунальное и складское хозяйство, строительство, добывающие отрасли, промышленность. Помимо своих прямых функций – погрузки и разгрузки, он способен выполнять еще и массу других действий, что делает его незаменимым.
Тип техники
Основным параметром выбора погрузчика является определение его типа, который, в свою очередь, должен отвечать конкретным потребностям предприятия, приобретающего его для своих нужд.
Если количество и разнообразие выполняемых функций будет многочисленным, следует предусмотреть наличие возможности смены навесного оборудования, а также мощную гидравлическую систему. Агрегаты с боковым поворотом обладают повышенной производительностью гидросистемы и потому их функционал и диапазон возможностей значительно шире. Кроме этого, определяющим фактором является расстояние, на которое потребуется перемещать грузы: если оно не более 30-50 м, то модель с боковым поворотом будет оптимальным вариантом.
Если же расстояние будет значительным, а от техники требуется только лишь проводить погрузку, перемещение и разгрузку, то здесь больше подойдут модели из ряда фронтальных погрузчиков. Их дополнительным преимуществом является высокая скорость при перемещении, так что если отрезок пути, на который производится транспортировка, достаточно велик, лучшего варианта не найти.
Надо сказать, что в России более популярны погрузчики с боковым поворотом: покупатели, как правило, стремятся подстраховаться и приобрести технику с большим набором функций, чем требуется на данный момент. Дело тут еще и в том, что эта категория техники приспособлена к работе в условиях ограниченного пространства, а с таким в своей деятельности сталкиваются многие. Между тем, делая выбор в их пользу, не стоит забывать и о недостатках:
малая проходимость вследствие небольшого дорожного просвета;
неустойчивость – ширина колесной базы недостаточна, чтобы обеспечить стабильность;
высокий уровень сложности гидравлической систем – для того, чтобы разобраться в ней, обязательно участие специалиста;
интенсивный износ покрышек – это происходит при совершении бокового поворота.
Еще одна особенность конструкции, имеющая достаточно большое значение – тип рамы. Шарнирно-сочлененная гарантирует простоту управления, однако, не дает достигнуть максимума грузоподъемности. Кроме этого, в данном случае проблематично будет достигнуть устойчивости при наличии неровностей на рабочей площадке, так как в месте, где находится сочленение, а также в районе задней оси возникнут колебания, снижающие устойчивость и прочность конструкции.
Жесткая рама дает недостающую моделям с шарнирно-сочлененной конструкцией устойчивость и позволяет проводить погрузочно-разгрузочные работы в условиях пересеченной местности. Кроме того, такие модели можно подвергнуть апгрейду: если на фронтальный погрузчик с жесткой рамой установить механическую трансмиссию, способность преодолевать крутые подъемы резко возрастает. Если агрегаты с боковым поворотом могут справиться со склоном в 25%, то упомянутые выше машины – уже с 40%.
Этот показатель также крайне важен, причем, определяя круг своих потребностей, следует предусмотреть небольшой запас. Это полезно в двух целях: во-первых, при увеличении объемов и характера работ не будет необходимости приобретать новый, более мощный погрузчик, а во-вторых – техника не будет эксплуатироваться на пределе своих возможностей.
Номинальная величина грузоподъемности, которую можно узнать в технической документации, ограничивает предел возможностей техники, в рамках которых ее можно безопасно эксплуатировать.
Номинальная грузоподъемность для погрузчика на колесном ходу не превышает 50% от опрокидывающей нагрузки, а если рассматривать модель на гусеницах, то этот показатель составляет всего 35%. Величину опрокидывающей нагрузки для агрегатов шарнирно-сочлененного типа определяют при полностью сложенных полурамах. Здесь стоит проявить особую тщательность и внимание: характеристики сочлененных моделей, взятые из спецификации, могут быть рассчитаны при прямом расположении полурам. Если такое наблюдается, расчетный показатель увеличен на 15 - 20% по сравнению с реальным. Когда сочлененный мини-погрузчик оснащен вилочным захватом, величина грузоподъемности заметно снижается и может достигать всего 35 - 40% от уровня, актуального, для погрузчика, оборудованного ковшом.
Навесное оборудование
Его состав определяется, конечно же, нуждами производства, для которого приобретается техника. Следует, однако, знать, что для машин с боковым поворотом набор оборудования значительно больше, и эту возможность следует использовать – в результате владелец получает несколько агрегатов вместо одного, не тратя при этом лишние деньги.
Кроме этого, следует предусмотреть наличие на погрузчике быстродействующего адаптера, позволяющего произвести смену навесного оборудования за считанные минуты. Наиболее часто здесь встречаются приспособления типа палец-защелка, обычно при использовании ковшей и вил. Ковш входит в стандартную комплектацию всех моделей, некоторые производители оснащают его системой автовыравнивания, заметно облегчающую работу на данной технике. В набор сменного оборудования могут входить вилы, двухчелюстной ковш с зубьями, роторный снегоочиститель, а также щетка, применяемая для уборки территории. При выборе модели погрузчика следует также реально оценивать мощность гидросистемы – каждый элемент увеличивает приходящуюся на него нагрузку.
Габариты и величина дорожного просвета
И здесь отправной точкой будут особенности места, где предполагается использование техники. Большей маневренностью, включающей даже разворот на месте, обладают модели с боковым поворотом. Для того чтобы увеличить проходимость, можно заменить колеса с увеличением диаметра покрышек, если же грунты относятся к слабонесущим - лучше выбрать машину на гусеничном ходу, однако, следует помнить, что быстро передвигаться они не смогут. Значение также имеют величина дорожного просвета и расположение центра тяжести – чем он ниже, тем меньше устойчивость погрузчика.
Кабина или навес
В условиях российского климата, выбор, наверное, очевиден – капризы непогоды здесь встречаются в любое время года. Однако стоит учитывать, что пространство кабины заметно меньше и оператору может быть тесно, кроме этого, она влияет на распределение нагрузки и уменьшает устойчивость машины, так как центр тяжести в этом случае расположен гораздо выше.
Грамотный и обдуманный выбор погрузчика – залог его успешной эксплуатации, а также минимизации расходов по содержанию данной техники, и потому подойти к этому делу нужно со всей серьезностью.